яндекс счетчик
Пн - Пт: 08.00 - 16.30
Республика Татарстан,
г. Набережные Челны,
пос. Сидоровка,
улица Магистральная, д.16

Раскрытие понятия "Подъемное сооружение" - альтернативный взгляд

РАСКРЫТИЕ ПОНЯТИЯ «ПОДЪЕМНОЕ СООРУЖЕНИЕ» - АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВЗГЛЯД

Бухарев В. Н.*, главный инженер ООО СКБ «Высота»,
г. Набережные Челны

Представлен авторский комментарий к нормативному документу по ремонту грузоподъемных кранов, машин и соответствующего оборудования.

ТУ 16-22.24-2018 «Подъемные сооружения. Машины и оборудование. Ремонт. Типовые технические условия» (далее - ТУ) основаны на положениях нормативных документов [12,3,5,6], изданных раннее научно-исследовательскими институтами и организациями, занимающимися разработкой проектной документации для грузоподъемных машин и рекомендованы межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 289 к практическому применению.

Основной целью разработки ТУ явилась необходимость создания документа, направленного на предупреждение аварий и инцидентов, происходящих при эксплуатации подъемных сооружений на промышленных и строительных объектах, причиной которых является некачественное выполнение ремонта компонентов подъемных сооружений, складывающееся из неграмотного принятия конструкторских и технологических решений, несоблюдения технологической дисциплины, проведения контроля качества ремонта в недостаточных объемах, участия в выполнении ремонта неквалифицированных и неопытных специалистов и персонала.

ТУ распространяются на грузоподъемные машины, приспособления для грузоподъемных операций, рельсовые крановые пути и предназначены для специализированных ремонтных организаций и организаций, разрабатывающих конструкторскую документацию на ремонт, реконструкцию и модернизацию подъемных сооружений. При этом они могут использоваться в качестве методического пособия по разработке технических условий на ремонт конкретного оборудования. ТУ также могут быть рекомендованы специалистам предприятий - заказчиков работ по ремонту компонентов подъемных сооружений при подготовке технических заданий и экспертам при оценке качества ремонта, проводимой в рамках экспертного обследования оборудования.
ТУ включают в себя, помимо обязательных для такого вида документов сведений, разделы, освещающие подготовку ремонтного производства, сдачу изделий в ремонт, непосредственно ремонт механизмов и металлоконструкций, составленные на основе [7] и [9] за исключением пунктов, касающихся выбора материалов для ремонта механизмов, браковки и ремонта тормозных механизмов, крюковых подвесок, ходовых колес, канатных блоков и барабанов, для которых использованы нормы, приведенные в руководствах по эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, государственных стандартах и нормативных документах по краностроению, в частности [10-12].

В состав ТУ входят достаточно объемные приложения, раскрывающие специфику выполнения ремонта металлоконструкций стреловых кранов, изготовленных из высокопрочных сталей, а также особенности газопламенной правки металлоконструкций грузоподъемных машин, ремонта рельсовых крановых путей и подкрановых строительных конструкций, в основу которых легли, соответственно, положения [14-16].

В ТУ впервые надлежащим образом раскрыты наиболее важные для сферы эксплуатации грузоподъемных машин понятия. В частности, ниже перечисленным терминам даны следующие определения:

подъемное сооружение: совокупность технических устройств, оборудования и строительных конструкций, обеспечивающих подъем и перемещение груза и (или) людей на определенном производственном объекте в границах зоны, образуемой предельными значениями рабочих движений грузоподъемной машины;

Компоненты, которые могут входить в состав подъемного сооружения:

технические устройства: грузоподъемные машины;

приспособления для грузоподъемных операций: сменные грузозахватные органы (не входящие в комплект поставки грузоподъемной машины) и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), грузовая тара, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов);

подвесные люльки для транспортировки людей крюковыми кранами, изначально не предназначенными для этой цели;

машины грузоподъемные: краны грузоподъемные всех типов, краны-штабелеры, краны-трубоукладчики, краны погрузочные гидравлические (краны-манипуляторы), краны-экскаваторы для работы с крюком, грузовые электрические тележки и тали, передвигающиеся по надземному рельсовому пути, мобильные подъемники с рабочими платформами, строительные (мачтовые, фасадные) подъемники;

оборудование: опорные крепления башенных кранов к строительным сооружениям;

механизмы и элементы модернизации (модификации), улучшающие (увеличивающие, расширяющие) показатели назначения грузоподъемной машины и не являющиеся ее постоянной составной частью;

выносные площадки для грузов, устанавливаемые в проемах строящихся сооружений;

подкладки под подпятники выносных опор свободно стоящих грузоподъемных машин;

навешиваемые на полувагоны площадки для стропальщиков;

предохранительные устройства (сетки, экраны) для защиты людей от возможного падения частей груза, перемещаемого краном на строительной площадке;

конструкции строительные: рельсовые пути грузоподъемных машин;

фундаменты для башенных кранов и при кордонных крановых путей водных причалов;

лестницы, площадки и галереи для доступа к надземным рельсовым путям и грузоподъемным кранам, передвигающихся по этим путям;

эстакады для работы стропальщиков в местах постоянной погрузки и разгрузки полувагонов и колесных транспортных средств;

предохранительные устройства (сетки, экраны) для защиты людей от возможного падения частей груза, перемещаемого мостовым краном или автоматически (полуавтоматически) управляемой талью и монорельсовой тележкой на промышленных предприятиях;

подготовленные и спланированные площадки для свободно стоящих грузоподъемных машин;

устройства токоподвода и заземления к грузоподъемным машинам стационарного базирования;

путь рельсовый крановый: сооружение [или часть сооружения (здания)], включающее закрепленные на строительных конструкциях параллельные рельсовые нити и элементы путевого оборудования, предназначенное для эксплуатации грузоподъемных кранов на рельсовом ходовом устройстве;

путь рельсовый крановый надземный: путь рельсовый крановый, закрепленный на горизонтальном пролетном строении, входящем в состав продольных рам (каркаса), или непосредственно на фермах (балках) каркаса, который в качестве транспортного сооружения, либо части производственного сооружения (здания) предназначен, как правило, для эксплуатации мостовых кранов;

путь рельсовый крановый наземный: путь рельсовый крановый в составе верхнего строения пути, опирающегося на нижнее строение пути, который в качестве транспортного сооружения предназначен, как правило, для эксплуатации кранов стрелового типа и козловых кранов;

путевое оборудование: устройства (тупиковые упоры, противоугонные стопоры, отключающие устройства, страховочные канаты, знаки безопасности и др.), обеспечивающие безопасную эксплуатацию грузоподъемного крана на рельсовом пути;

нить рельсовая: непрерывный ряд скрепленных в стыках рельсов, воспринимающих и передающих вертикальные и горизонтальные нагрузки от ходовых колес грузоподъемного крана на несущие строительные конструкции;

отключающее устройство: устройство (линейка, копир и др.), воздействующее на ограничитель передвижения грузоподъемного крана и обеспечивающее его автоматическую остановку при непреднамеренном достижении границ рабочей зоны рельсового пути;

упоры тупиковые: механические ограничивающие устройства, препятствующие опасному передвижению грузоподъемного крана за границами рабочей зоны рельсового пути, возможное при отказе средств автоматической остановки или тормозов механизма передвижения крана.

Для организаций, эксплуатирующих подъемные сооружения и являющихся заказчиками работ по ремонту и реконструкции их компонентов, будет полезно знать требования, изложенные в разделе «Основные положения», в частности, следующие:

■ технические задания на капитальный или капитально-восстановительный ремонт грузоподъемных машин, как правило, должны включать требования о доработке (изменении) конструкции морально устаревших узлов, а также требования, направленные на повышение безопасности при использовании в работе, техническом обслуживании и других этапах эксплуатации этих машин;

■ при выполнении капитального и капитально-восстановительного ремонта грузоподъемных кранов необходимо предусмотреть модернизацию составных частей, механизмов и гидро- и электрооборудования кранов в соответствии с требованиями, изложенными в ГОСТ 13556-2016,

ГОСТ 32575.1-2015, ГОСТ 32576.1-2015,

ГОСТ 32576.4-2014, ГОСТ 33166.1-2014,

ГОСТ 33166.2-2014, ГОСТ 33166.3-2014,

ГОСТ 33166.4-2014, ГОСТ 33166.5-2014,

ГОСТ 33167-2014, ГОСТ 33171-2014,

ГОСТ 33173.1-2014, ГОСТ 33173.2-2014,

ГОСТ 33173.3- 2014, ГОСТ 33173.4-2014,

ГОСТ 33173.5-2014, ГОСТ 34020-2016;

■ если выполнение требований перечисленных выше стандартов при модернизации вызывает существенные изменения конструкции, то возможность и необходимость приведения составных частей и компонентов грузоподъемных кранов в соответствии с требованиями данных стандартов должна определяться его изготовителем или организацией, занимающейся проектированием соответствующего типа кранов;

■ ремонт грузоподъемных машин или их составных частей должен выполняться ремонтной организацией, обладающей необходимыми производственными площадями согласно ГОСТ 15.601-98, специальными и специализированными средствами технологического оснащения, технической документацией для ремонта, специалистами и персоналом необходимой квалификации;

■ сварочное оборудование, сварочные материалы и технологии сварки, используемые при ремонте грузоподъемных машин, входящих в состав подъемных сооружений, должны быть аттестованы в соответствии с требованиями нормативных документов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение рассматриваемых в настоящей статье терминов и определений к ним, позволит прийти к пониманию, что безопасность эксплуатации грузоподъемных машин складывается не только от соблюдения положений их эксплуатационных документов и требований нормативных правовых актов, регламентирующих их использование в работе, но и от соответствия требованиям безопасности компонентов подъемных сооружений, состав которых формируется в соответствии с проектом установки крана (для стационарных кранов), проектом производства работ или технологической картой погрузочно-разгрузочных работ.

Литература

1. РД 22-16-2005 Машины грузоподъемные.

Выбор материалов для изготовления, ремонта и реконструкции сварных стальных конструкций, ФГУП СКТБ БК.

2. РД 24.090.52-90 Подъемно-транспортные машины. Материалы для сварных металлических конструкций, ВНИИПТмаш.

3. РД 36-62-00 Оборудование грузоподъемное. Общие технические требования, ВКТИмонтажстроймеханизация.

4. СП 16.13330.2011 Стальные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-23-81*.

5. РД 24.090.97-98 Оборудование подъемно-транспортное. Требования к изготовлению, ремонту и реконструкции металлоконструкций грузоподъемных кранов, ВНИИПТмаш.
6. РД 22-207-88 Машины грузоподъемные. Общие требования и нормы на изготовление, ФГУП СКТБ БК, ВНИИстройдормаш.

7. РТМ 22-53-77 Строительные, дорожные, коммунальные машины и оборудование. Методика разработки документов для капитального ремонта, ВНИИстройдормаш.

8. СП 70.13330.2012 Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87.

9. РД 22-322-02 Краны грузоподъемные. Технические условия на капитальный, полно комплектный и капитально-восстановительный ремонты, ФГУП СКТБ БК.

10. У РТМ 36.22-93 Инструкция по проведению ремонта и реконструкции грузоподъемных машин (кранов), Укрмонтажспецстрой.

11. РТМ 24.090.57-79 Краны мостовые и козловые грузоподъемностью до 50 т. Типовая инструкция по эксплуатации, ВНИИПТмаш.

12. ОСТ 23.4.233-84 Краны грузоподъемные. Ремонт механизмов. Технические требования,

ПКТИ «Ремонт», г. Волгоград.

13. РД 212-0093-88 Правила. Ремонт металлоконструкций грузоподъемных кранов, ЛИИВТ.

14. Р-1-77 Рекомендации по применению низколегированных высокопрочных сталей для сварных конструкций, ИЭС им. Е. О. Патона.

15. Инструкция по газопламенной правке металлоконструкций, Уралмашзавод.

16. Руководство по восстановительному ремонту подкрановых строительных конструкций, УкрНИИпроектстальконструкция.

КОММЕНТАРИЙ

Евгений Голомовзый, первый заместитель председателя правления НТА ПС, ответственный секретарь ТК16 «Краны, подъёмные устройства и соответствующее оборудование», г. Одесса

НТА «Подъемные сооружения», ведущая секретариат ТК 16, является членом МТК 289, рекомендовавшими к применению данные ТУ, которые, естественно, по ряду причин не применимы напрямую в Украине.

Требования к ТУ на ремонт грузоподъемных кранов и т.п. в Украине, изложенные в НПАОП 0.00-1.80-18, раздел V, нося достаточно общий характер без необходимой детализации относительно формы и содержания данного документа в отличии от ТУ на продукцию, регламентированных Национальной системой стандартизации, что допускает различия в толкованиях в требованиях на этот вид работ, влияющих на дальнейшую безопасную эксплуатацию кранов. К тому же, согласно нового закона Украины «Про стандартизацию» не требуется каких-либо согласований ТУ с центральными органами исполнительной власти и др. органами государственной власти, что вступает в противоречие с законом «Об охране труда» действующим с 1992 г.

Данная ситуация в Украине настоятельно требует подобного урегулирования путем издания под эгидой Государственной службы Украины по вопросам труда аналогичного стандарта, методических рекомендаций, роз'яснений либо других документов, содержащих основы типового подхода к разработке ТУ на ремонт кранов с учетом их специфики (башенные, мобильные, стреловые, мостового типа и т.д.), требований к их оборудованию и этапов жизненного цикла продукции (восстановление работоспособного состояния, модернизация и т.п.). Основой такого документа могут служить данные ТУ 16-22.24-2018 «Подъемные сооружения. Машины и оборудование. Ремонт. Типовые технические условия».

Скачать полную версию публикации

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть